…На наш взгляд, в современной культуре существуют и достаточно
специфические психологические факторы, способствующие росту общего количества
переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии и одновременно
затрудняющие их психологическую переработку. По нашей гипотезе, это особые
ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих
семьях как отражениях более широкого социума. Эти установки становятся
достоянием индивидуального сознания, создавая психологическую
предрасположенность или уязвимость к эмоциональным расстройствам.
Данная гипотеза родилась на основе трех источников:
К.Хорни была одной из первых психоаналитиков и психотерапевтов вообще,
переключивших свое внимание с ранних детских переживаний как основных источников
психических нарушений на более широкий культурный контекст, в котором эти
переживания возникают и развиваются. Одним из важнейших ее достижений и шагом
вперед, по сравнению с классическим анализом, была критика биологических основ
теории неврозов З.Фрейда, основанной на представлениях о врожденных стремлениях
и видах сексуальной энергии, которые, подвергаясь вытеснению в процессе
развития, становятся источником невротических симптомов. "Делая такие
утверждения, Фрейд поддается искушению своего времени; построению обобщений
относительно человеческой природы для всего человечества, хотя его обобщения
вытекают из наблюдения, сделанного в сфере лишь одной культуры" (Хорни, 1993). При этом роль культуры рассматривалась Фрейдом исключительно как
репрессивная, но никак не определяющая содержание невроза, его центральный
конфликт. Социокультурная теория неврозов К. Хорни позволяет пролить свет на
изменяющееся с изменением культурных тенденций лицо неврозов, на вклад
патогенных ценностей и установок культуры в формирование "невротической личности
нашего времени". "Когда мы сосредоточиваем внимание на сложившихся к данному
моменту проблемах невротика, мы сознаем при этом, что неврозы порождаются не
только отдельными переживаниями человека, но также теми специфическими
культуральными условиями, в которых мы живем. В действительности, культурные
условия не только придают вес и окраску индивидуальным переживаниям, но и, в
конечном счете, определяют их особую форму... Когда мы осознаем громадную
важность влияния культурных условий на неврозы, то биологические и
физиологические, которые рассматриваются Фрейдом, как лежащие в их основе,
отходят на задний план" (там же). |
Тревожные расстройства сравнительно недавно выделены в особую группу, но еще К.Хорни увидела почву для их стремительного роста в культуре (Хорни, 1993;
1995). Она обращает внимание на глобальное противоречие между христианскими
ценностями, проповедующими любовь и равные партнерские отношения, с одной
стороны, и реально существующей жесткой конкуренцией, с другой. Последнюю
ценность она сформулировала в емкой фразе-лозунге, характерной для американской
семьи: "Быть на одном уровне с Джонсами".
Результатом ценностного конфликта становится вытеснение собственной
агрессивности и ее проекция на других людей. Таким образом, собственная
враждебность подавляется и приписывается окружающему миру, что и ведет, согласно
К.Хорни, к резкому росту тревоги по двум причинам: 1) восприятие окружающего
мира как опасного; 2) восприятие себя как неспособного этой опасности
противостоять (вследствие запрета на агрессию, а значит, и на активное
сопротивление опасности). В качестве третьей причины роста тревожных, впрочем,
так же как и депрессивных расстройств, можно назвать культ силы и культ рацио,
которые ведут к запрету на переживание и выражение негативных эмоций. При этом
резко затрудняется их психологическая переработка, а значит, происходит их
постоянное накопление, когда психика работает по принципу "парового котла без
клапана". То, что "лик" или основное содержание депрессии меняется в зависимости от культуральных конфликтов и ценностей, впоследствии отмечалось разными авторами
(Arieti, Bemporad, 1983). Кросскультурные исследования показали, что число депрессивных нарушений выше в тех культурах, где особо значимы индивидуальные достижения, успех и соответствие самым высоким стандартам и образцам. Эти исследования проводились
на группах, относящихся к одному этносу (т.е. имеющих общие биологические
корни), но проживающих в условиях разных культурных традиций и норм. Подобное
исследование было проведено на нескольких племенах индейцев, жителей США, резко
различающихся числом депрессивных состояний (Baton, Well, 1965), а также на
католических сообществах, характеризующихся повышенной религиозностью и
одновременно повышенной статистикой депрессивных расстройств (Parker, 1962).
Для так называемых "депрессивных" сообществ типичными оказались, прежде всего,
настолько же высокие, насколько и жесткие стандарты и требования в процессе
воспитания, малейшие отклонения от которых сопровождались критикой и
наказаниями, а помимо этого - модель замкнутого существования в изоляции от
остального мира, поддерживаемая концепцией окружения как враждебного, а жизни
как трудной и опасной ("юдоли скорби").
В МНИИ психиатрии совсем недавно было выполнено диссертационное исследование двух групп подростков - этнических корейцев из Республики Корея и из Узбекистана (Ким, 1997). Результаты показали, что уровень подростковой депрессии гораздо выше в Республике Корея. Одновременно было выявлено, что эти две группы
различаются в отношении ценностей успеха и достижения, которые оказалась значимо
выше в группе из Кореи.
Американцы, вкладывающие большие деньги в исследования и лечение депрессии, становящейся бичом этого процветающего общества, всемерно пропагандируют культ успеха и благополучия. Этот культ настолько глубоко вошел в сознание современного американца, что его патогенность зачастую не осознается даже
специалистами. Так, молодой врач-психиатр из США, начиная лекцию для русских
коллег, представился следующим образом: "Я из штата Мичиган, о котором говорят,
что у нас все женщины самые красивые, все мужчины самые сильные, а все дети по
своему развитию выше среднего уровня". Конечно, ему хотелось пошутить, но эта
шутка хорошо отражает реальные ценности и установки общества, которому он
принадлежит. Как уже упоминалось выше, современное лицо эмоциональных нарушений сильно окрашено соматической симптоматикой, которая нередко настолько маскирует самые эмоции, что выходит фактически на передний план в виде соматоформных
расстройств. Склонность современного человека к соматизации или, выражаясь
словами Липовского (Lipowskki,1989), склонность переживать психологический
стресс на физиологическом уровне, также имеет, на наш взгляд, определенные
культуральные источники. Культ рационального отношения к жизни, негативная
установка по отношению к эмоциям как явлению внутренней жизни человека находят
выражение в современном эталоне супермена - непрошибаемого и как бы лишенного
эмоций человека. Этим же грешат и газетные призывы типа "Отбросим эмоции в
сторону!", "Давайте без эмоций!" и т.д. В лучшем случае эмоции сбрасываются, как
в сточную трубу, на концертах панк-рока и дискотеках. Запрет на эмоции ведет к
вытеснению их из сознания, а расплата за это - невозможность их психологической
переработки и разрастание физиологического компонента в виде болей и неприятных
ощущений различной локализации.
В нижеследующей таблице приводятся данные, которые в определенной степени подтверждают нашу гипотезу о том, что запрет на различные эмоции (как
следствие выше названных ценностей) является одним из факторов эмоциональных
расстройств. Эти данные получены с помощью опросника, разработанного нами
совместно с В.К.Зарецким. Он включает вопросы типа: "Жаловаться ниже моего
достоинства" (запрет на печаль) или "Страх - признак слабости" (запрет на страх)
и т.п. Тестируется запрет на четыре базальные эмоции - радость, гнев, страх,
печаль. Положительные ответы рассматриваются как запрет на переживание
соответствующих эмоций и на их выражение. Установки по отношению к эмоциям (процент положительных ответов) |
ГРУППЫ
| ЗДОРОВЫЕ | БОЛЬНЫЕ | ||
Женщины (N=54) | Мужчины (N=21) | Женщины (N=14) | Мужчины (N=7) | |
ПЕЧАЛЬ | 54 | 62 | 67 | 87.5 |
ГНЕВ | 74 | 57 | 88 | 75 |
СТРАХ | 27 | 60 | 82 | 71 |
РАДОСТЬ | 44 | 48 | 71 | 37,5 |
Из таблицы видно, что больные отличаются от здоровых людей по уровню запрета на различные чувства. Культуральное происхождение этих запретов хорошо
иллюстрируют половые различия, связанные с полоролевыми стереотипами сильного
мужчины (у мужчин выше запрет на печаль и страх как в норме, так и в патологии)
и мягкой женщины (у женщин выше запрет на гнев, как в норме, так и в патологии). Подытоживая многочисленные данные, можно сказать, что эмоциональные нарушения тесно связаны с культом успеха и достижений, культом силы и конкурентности, культом рациональности и сдержанности, характерными для нашей современной культуры. Эти ценности преломляются затем в семейных и интерперсональных отношениях, в индивидуальном сознании, определяя стиль мышления человека, и, наконец, в болезненных симптомах. Мы попытались связать тот или иной тип ценностей и установок с определенными синдромами - депрессивным, тревожным, соматоформным, хотя разделение это достаточно условно, и все выделенные установки могут присутствовать при каждом из трех анализируемых расстройств. Можно говорить лишь о тенденциях, но не о жестких причинно-следственных связях определенной установки с определенным синдромом.
Мы обнаружили поразительный, казалось бы, факт: в то время как многие
современные культурные ценности и нормы сопряжены с запретом на отдельные эмоции
в частности и эмоции вообще, эти же самые нормы и ценности парадоксальным
образом сопряжены со стимулированием эмоций, которые они призваны подавлять.
Так, культ успеха и благополучия исключает печаль, тоску, недовольство жизнью.
При этом, однако, именно с этим культом оказывается культурально сопряженной
депрессия. Культ силы и конкурентность несовместимы с чувством страха, однако,
именно с ними К.Хорни связывает рост тревожного аффекта в нашей культуре.
Наконец, культ рацио, в виде общего запрета на чувства, способствует их
вытеснению и трудностям переработки, а значит - постоянному накоплению и
превращению нашего тела в отстойник физиологических коррелятов эмоций. Мы
назвали этот феномен эффектом обратного действия сверхценной установки: культ
успеха и достижения, при его завышенной значимости, ведет к депрессивной
пассивности, культ силы - к тревожному избеганию и ощущению беспомощности, культ
рацио - к накоплению эмоций и разрастанию их физиологического компонента. Обратимся к уровню исследования семейных отношений. В последние десятилетия за рубежом интенсивно проводится изучение эмоциональной экспрессивности в семьях - ЭЭ (expressed emotion study), начатое в начале 60-х г.г. английской исследовательской группой под руководством Г.Броуна, а затем продолженное С.Воном, Е.Лефом и многими другими. Новейшие исследования в этой области убедительно доказывают на разных группах больных и в разных культурах связь,
существующую между уровнем негативных эмоций в семье и благоприятным или
неблагоприятным течением имеющегося там заболевания (Leff,1989). К сожалению,
эти исследования, значительно изменившие практику помощи больным за рубежом,
очень мало известны у нас в стране. Согласно экспериментальным данным,
депрессивные больные, сравнительно с больными других групп, в большей степени
зависимы от уровня негативных эмоций в семье. Так, достаточно надежным
предиктором неблагоприятного течения депрессии оказался положительный ответ на
один единственный вопрос, задаваемый депрессивным женщинам: "Часто ли Вас
критикует Ваш муж?" (Keitner, 1990).
Мы изучили как репрезентации родительских семей в сознании больных, так и реальные семьи, с помощью различных семейных опросников, а также методом
генограмм. Суммируя данные собственных наблюдений и имеющиеся немногочисленные
исследования семей, члены которых страдают эмоциональными расстройствами, можно
резюмировать, что эти семьи отличаются закрытыми границами и симбиотическими
связями, при которых эмоции перетекают от одного члена семьи к другому, как по
сообщающимся сосудам. Другая характерная особенность этих семей - повышенный
индекс стрессогенных событий в семейной истории. Таким образом, в этих семьях
создается благоприятная ситуация для циркулирования, фиксации и индуцирования
отрицательных эмоций. Мы назвали этот коммуникативный механизм
стимулированием отрицательных эмоций в семье. В то же время упомянутые
особенности характерны для многих дисфункциональных семей. Что же специфического обнаруживается для "депрессивных" семейных систем? Прежде всего, это - высокие родительские требования и ожидания в плане
достижений и обусловленный этим высокий уровень критики. Дети в данных семьях
редко заслуживают одобрения, так как стандарты очень высоки и поощряют в ребенке
стремление к совершенству. Образующийся разрыв между притязаниями и реальными
достижениями и возможностями обрекает ребенка на постоянное ощущение
неудовлетворенности, индуцирует негативные чувства. Из ценности или идеала, к
которым можно стремиться, но которых невозможно достичь, совершенство в этих
семьях превращается в цель, подменяющую более реалистичные цели. Так постепенно
в человеке формируются ценности и установки маленького перфекциониста
(личностный уровень), способствующие негативному восприятию жизни, себя и других
(негативная когнитивная триада по А.Беку).
Основной патогенный конфликт перфекциониста - между потребностью
непосредственно воплотить совершенство и невозможностью достичь этого в
реальности. Недаром губитель человеческих душ Мефистофель произносит фразу:
"Кто хочет невозможного, мне мил". Ведь в реальности не существует того
совершенства, без которого сердце перфекциониста не знает удовлетворения.
Впрочем, для него также мучительно видеть высокие достижения других, так как
чужой успех обостряет чувство собственного несоответствия высоким стандартам.
Высокие перфекционистские требования и ожидания, обращенные к другим, ведут к
разочарованиям и разрывам, лишая перфекциониста той эмоциональной поддержки,
которую приносят близкие и доверительные отношения (межличностный уровень). Это
подтверждается данными о снижении уровня социальной поддержки и дефектах
социальной сети, полученными благодаря ряду соответствующих опросников. Наконец,
уже в детстве у маленького перфекциониста складывается особый когнитивный стиль,
который мы условно назвали абсолютизирующим или максималистским:
"Если не справился блестяще, - значит, не справился вообще", "Настоящий друг должен все понимать без слов" и пр. Этот когнитивный стиль был блестяще описан и исследован в работах Бека (1976). Таким образом, перфекционист обречен на
постоянные разочарования, а также на пассивность вплоть до полного "паралича"
деятельности (симптоматический уровень), ведь практически ничего невозможно
сделать сразу очень хорошо. Перейдем к тревожным расстройствам. Нередко и для них типичен перфекционизм, который может быть мощным источником не только тоски, но и тревоги (по типу: "не справлюсь на нужном уровне"). Вместе с тем, наблюдения за семьями, члены которых страдают какими-либо тревожными расстройствами - паническими атаками, генерализованной тревогой, агорофобией, выявляют общий высокий уровень тревоги, характерный для этих семей, напоминающих, по самоощущению и поведению их членов, осажденный лагерь. Корни данного явления просматриваются в семейной истории этих больных, которая изобилует стрессами (ранние смерти, болезни, жестокое
обращение). Такого рода семьи отличает высокий уровень недоверия по отношению к
окружающему миру, а также не менее высокий уровень родительского контроля и
доминирования, ведущий к подавлению любых форм сопротивления у ребенка, к
запрету на протест и агрессию. Дети в этих семьях нередко грызут ногти, страдают
и другими формами навязчивостей и, как правило, неспособны к проявлению
конструктивной агрессии. Тревожные расстройства сопряжены с особенно тяжелыми
нарушениями контактов, так как расстройствам данного типа обычно сопутствуют
негативные ожидания от окружающих и установка на изоляцию (межличностный
уровень). Они редко ищут поддержки, а когда им ее предлагают, зачастую не
способны принять ее, как из недоверия, так и из страха оказаться в позиции
слабого. Низкий уровень поддержки также находит отражение в результатах
соответствующих опросников.
Кроме всего сказанного, для лиц с тревожными расстройствами характерен
преувеличивающий когнитивный стиль, сопряженный с недооценкой собственных сил и
преувеличением опасности (тревожная диада, по А.Беку). Нам кажется, что эту
диаду ("я слаб, мир опасен") можно дополнить третьим компонентом: "никто не
поможет". Все это приводит к поведению по типу избегания, ощущению беспомощности
и страху перед встречей критического неодобрительного отношения со стороны
других (симптоматический уровень). Если в семьях депрессивных и тревожных больных преобладает стимулирование отрицательных эмоций, то, по предварительным экспериментальным данным, основная тенденция в семьях, где преобладают соматические симптомы эмоциональных нарушений, преобладает тенденция к элиминированию эмоций в форме игнорирования этого аспекта жизни и запрета на выражение чувств. Например, женщина, у которой муж болен раком, жалуется на боли в желудке, но отрицает тяжелые душевные переживания: "Настроение? Нормальное..."
По нашей гипотезе, именно подобным образом может развиваться характерная для этих больных алекситимия - неспособность к осознанию и выражению собственных чувств и, соответственно, чувств других людей. Базовым конфликтом, лежащим в основе этой патологии, можно считать конфликт между эмоциональной природой человека и отказом от этой природы (жизнь "вовне" без учета эмоциональной стороны). Результат - дефицитарные контакты, отрицающий когнитивный стиль и разрастание физиологического компонента эмоций, которые не осознаются и не перерабатываются на психологическом уровне. Коммуникативные механизмы стимулирования отрицательных эмоций и элиминирования эмоций могут сосуществовать, являясь особенно характерными для семей, члены которых страдают эмоциональными расстройствами. |
Из всего вышесказанного можно заключить, что эмоциональную жизнь современного человека определяют две разнонаправленные тенденции. Первая тенденция характеризуется возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок, чему способствует ряд современных условий: стремительное изменение социальной и физической среды, повышение темпов жизни и ее стоимости, разрушение традиционных семейных структур, социальные и экологические катаклизмы. Человек реагирует на эти особенности современного бытия переживаниями страха, тревоги, беспомощности, тоски и отчаянья. Вторая тенденция характеризуется негативным отношением к эмоциям, которым приписывается деструктивная, дезорганизующая роль, как в политической, так и в личной жизни отдельного человека. Как мы уже отмечали, эта тенденция связана с рядом присущих XX веку ценностей: культом рационального подхода к жизни, ценностью внешнего благополучия и успеха, культом "силы и мужественности", когда идеалом человека начинает мыслиться "непрошибаемый" супермен (в современном кино такой идеал олицетворяют Сталоне и Шварцнегер).
Стремление выглядеть благополучным и процветающим доходит нередко до абсурда. Так, американские врачи полушутя-полувсерьез жалуются на то, что традиционное "I'm OK" не позволяет им добиться жалоб даже от умирающих больных. Однако культ благополучного внешнего фасада характерен не только для американского общества. В консультативной практике нам часто приходится сталкиваться с тем, как, стремясь выглядеть в глазах окружающих благополучными, люди тщательно скрывают свои проблемы и трудности. Так, безработные избегают контактов с людьми, опасаясь, что узнают об их "унизительном" положении. Мать тяжело больного ребенка скрывает факт болезни, так как боится, что ее сочтут плохой матерью, недосмотревшей за ребенком. Таким образом, попав и без того в затруднительную ситуацию, люди жертвуют источниками возможной помощи ради картины внешнего успеха.
В бывшем СССР имитация эмоционального благополучия граждан превратилась еще и в государственную ценность, в результате чего, например, причины эмоциональных расстройств в форме депрессий сводились к чисто биологическим факторам, а в учебниках по медицинской психологии отсутствовали главы, посвященные психологии эмоциональных расстройств. В качестве причин суицидальных действий также рассматривались биологические факторы, а социальные и психологические даже не упоминались.
Негативное отношение к определенным эмоциям связано также с традиционными христианскими ценностями, ориентированными на терпение и мягкое уступчивое поведение, исключающее проявления гнева, особенно у женщин. Перечисленные выше культуральные тенденции формируют определенные полоролевые стереотипы эмоционального поведения: мужчине приписывается выдержанное, мужественное, решительное поведение (несовместимое с переживанием и проявлением страха и беспомощности), женщине - мягкость и уступчивость (несовместимые с гневом и агрессией).
Как считают многие специалисты, именно этот полоролевой стереотип делает женщину уязвимее к депрессии, сравнительно с мужчиной (по эпидемиологическим данным, женщины в несколько раз чаще страдают этим заболеванием). Выполнение упражнения на составление портрета идеальной женщины в учебных и психотерапевтических группах показало, что идеальная женщина представляется мягкой, доброй, нежной, терпимой и терпеливой - этакой "душегрейкой". В наше время этот образ становится особенно патогенным, так как вступает в конфликт с теми требованиями, которые предъявляет женщине современная жизнь - работа,
разделение ответственности за материальное благосостояние семьи, более
разнообразные социальные контакты, в которых надо уметь себя отстаивать.
Агрессивное же поведение, проявление гнева и раздражения несовместимы с образом
"душегрейки".
Между тем, стенические эмоции гнева необходимы человеку, как для ощущения собственной силы и способности постоять за себя, так и для реального отстаивания своих интересов и достижения целей. В условиях подавления и вытеснения эмоций последние, тем не менее, продолжают испытываться и накапливаться, и нередко
"взрыв" этого "парового котла" происходит уже помимо воли человека. Именно
отсутствие навыков самопонимания и конструктивного самовыражения нередко служит
основанием для страха перед эмоциями и убежденности в их деструктивной для жизни
и отношений с людьми роли. Кроме того, агрессия, не находя выхода вовне, может
обращаться на самого человека, т.е. превращаться в аутоагрессию в виде
самообвинений и самодеструктивных тенденций, что особенно характерно для больных
депрессией.
Не менее трудно быть настоящим мужчиной. Самое трудное в его жизни -
установка, что ему никогда не должно быть по-настоящему трудно. Настолько
трудно, чтобы расплакаться или испугаться, или пожаловаться кому-то, или
обратиться за помощью. Значительно меньше травмируют его самолюбие трудности
физического характера - головные и сердечные боли, одышка и дрожь в руках,
бессонница и прибавка в весе. Недаром во многих преуспевающих российских фирмах
(где работает много "настоящих мужчин") появляются прекрасно оборудованные
медицинские кабинеты с обязательными эхокардиографами. Зачастую, проведенные в
этих кабинетах обследования не выявляют физических заболеваний, а в худшем
случае лишь фиксируют так называемые "вегетативные расстройства", т.е. нарушения
нервной регуляции физиологических процессов. В редких случаях информированные
врачи направляют людей с такими жалобами к психотерапевту. Именно так в нашем
психотерапевтическом кабинете появлялись "настоящие мужчины". Ссылаясь на
направление врача, они подчеркивали, что в жизни для них психологически трудного
мало, что люди они сильные, способные справиться с любой ситуацией. Огорчают в
жизни только загадочные сердечные боли, да вероломство деловых партнеров. Увы,
наш современник, хотя и переполнен зачастую чувствами тревоги, тоски, отчаяния и
безнадежности, во многом утратил способность к пониманию своего внутреннего
состояния и его регуляции.
Между прочим, вопреки распространенному даже среди психотерапевтов мнению о большей эмоциональной свободе женщин, именно они поддерживают в мужчинах традиционные маскулинные установки и стереотипы. Специально проводимое в психотерапевтических группах описание женщинами психологического портрета
"идеального мужчины" выявило образ "мужчины-стены" - надежной опоры во всех
жизненных трудностях.
Какова же расплата за лестную репутацию настоящего мужчины, за отвержение эмоциональной сферы жизни? В условиях подавления психологического аспекта эмоций начинает звучать в полную мощь их телесный компонент - мышечные зажимы и сопровождающие их "непонятные" боли, вегетативные сдвиги и обусловленные ими потоотделение, дрожь, одышка, похолодание конечностей, тахикардия и сердечная
аритмия.
Итак, последствие номер один - переживание психологического стресса на
телесном уровне, или, выражаясь научным языком, "соматизация эмоциональных
переживаний". Чисто эмоциональные причины могут стоять и за таким
распространенным недугом среди мужчин, как алкоголизм. Это так называемое
"симптоматическое пьянство", помогающее снять накопившееся эмоциональное
напряжение.
Последствие номер два - дефицит человеческой близости, одиночество и
трудности принятия помощи. Дети в семьях, где не принято выражать свои чувства и
где ценятся сдержанность и сила, испытывают дефицит любви, тепла и понимания.
Типичная проблема в семьях бизнесменов - детское домашнее воровство. Среди
психотерапевтов существует метафора, что дети таким образом "воруют" любовь. С
другой стороны, это форма протеста против холодного, рационального мира
взрослых. "Мои сыновья должны быть такими же сильными, как я, иначе они мне не
нужны", - говорит настоящий мужчина, обратившийся в семейную консультацию по
поводу воровства своего ребенка.
"Культ силы и успеха" мешает не только выражать любовь и тепло в семье, но и принимать помощь, даже когда она необходима: сама потребность в помощи
воспринимается как проявление непозволительной слабости. А уж если настоящие
мужчины и решаются обратиться за помощью, то только к "выдающемуся" специалисту
в дорогостоящую консультацию, чтобы, выражаясь словами одного из наших клиентов,
"не смешиваться с совком". И идут они к знаменитым колдунам и экстрасенсам.
Дружеские и коллегиальные отношения сильных, преуспевающих мужчин начинает разъедать ржавчина конкуренции и соперничества. Нет, они вовсе не
человеконенавистники и нередко готовы оказать помощь другим, но - не утрачивая
позиции сильного. Если задуматься, то нарисованная картина во многом отражает
неписаный закон взаимоотношений в преступном мире, где любое проявление слабости
может иметь роковые последствия: "Не верь, не бойся, не проси".
Как часто бывает, этот тип взаимоотношений наиболее ярко описан в
художественной литературе. Д.Голсуорси в небольшом рассказе "Всегда быть первым"
показывает, как вся жизнь человека строится в режиме сравнения и конкуренции с
"друзьями" - бывшими однокашниками. Основной смысл этой жизни - идти впереди, в
крайнем случае "ноздря в ноздрю" с наиболее успешными из них. Будучи больным
стариком, главный герой цепляется за жизнь, чтобы услышать известие о смерти
своего главного соперника, и, лишь получив таковое, со вздохом удовлетворения
умирает - он выиграл последнее соревнование. |
Недооценка важности и действенности эмоциональной стороны жизни, ее игнорирование приводят к утрате навыков психогигиены эмоциональной жизни.
Подытожим последствия этого для психического и физического здоровья и для
качества жизни в целом.
Культ эмоций, однако, также опасен, как и культ рацио (как любой культ или крайность вообще). Психическое здоровье - это прежде всего баланс различных
психических свойств и процессов (баланс между умением отдать и взять от
другого, быть одному и быть среди людей, любви к себе и любви к другим и др.). В
случае проблемы эмоций речь идет о балансе аффекта и интеллекта, т.е. свободы и
права на выражение чувств со способностью осознавать их и управлять ими.
Напомним исследование двух эскимосских этносов (Eaton, Weil, 1955). В
сообществе эскимосов, где чувства выражались более свободно, детей в большей
степени баловали и воспитывали без особых требований с установкой на немедленное
удовлетворение потребностей, депрессии почти не встречались, зато можно было
наблюдать истерические реакции и конверсионные симптомы, которые возникали чаще
всего в случае отказа и невозможности удовлетворить какое-либо желание.
Современная западная культура, напротив, требует от человека слишком многого в
смысле внешнего благополучия и достижений.
Процитируем одного из современных писателей философско-психологической ориентации, пытающегося вскрыть конфликты современного человека:
"Чрезмерные требования к себе губят большинство человеческих жизней... За последнее десятилетие сознание человека изменилось очень сильно, мир его чувств -
значительно меньше. Отсюда разрыв между интеллектуальным и эмоциональным
уровнем. У большинства из нас имеются чувства, которых мы предпочли бы не иметь.
Существуют два выхода, и оба никуда не ведут: либо мы, насколько возможно,
подавляем наши примитивные эмоции, рискуя при этом и вовсе убить мир своих
чувств, либо называем недостойные чувства другими именами - налепляем на них
фальшивый ярлык, угодный нашему сознанию. Чем утонченнее и изощреннее наше
сознание, тем многочисленнее, тем благороднее лазейки, которые мы изыскиваем,
тем остроумнее самообман. Завышенные требования к себе обязательно приводят к
необоснованным угрызениям совести: один ставит себе в укор, что он не гений,
другой, что, несмотря на все старания, не стал святым. Сознавая свои поражения,
мы, однако, не понимаем их как сигналы, как симптомы неправильного устремления,
уводящего нас прочь от себя, странным образом наше тщеславие направлено не на
сближение с собой, а на дальнейший разрыв" (М.Фриш). Парадокс заключается в том, что запрет на эмоции делает бессмысленной и неэффективной рефлексию - главное средство человеческого самопознания и
саморегуляции, имеющее интеллектуальную природу (Зейгарник, Холмогорова, Мазур,
1989). Ведь по настоящему эффективный самоанализ возможен только при условии
понимания своих реальных чувств. Иначе человек все дальше уходит от самого себя,
от своих проблем и противоречий, которые презентируются нам в наших чувствах.
Его выборы и решения оказываются ложными, и он проживает чужую жизнь, подобно
герою выше процитированного произведения М.Фриша. В этом, на наш взгляд, ярче
всего проявляется единство аффекта и интеллекта, о котором писал Л.С.Выготский.
И все же за человеком всегда остается выбор: казаться сильным и
благополучным или принять "мирской удел" и быть - быть человеком со всеми
слабостями и проблемами, предполагаемыми человеческой природой. Как писал
великий психоаналитик К.Г.Юнг: "Утаивание своей неполноценности является таким же первородным грехом, что и жизнь, реализующаяся исключительно через эту неполноценность. То, что каждый, кто никогда и нигде не перестает гордиться своим самообладанием и не признает свою богатую на ошибки человеческую сущность, ощутимо наказывается, - это похоже на, своего рода, проявление человеческой совести. Без этого от живительного чувства быть человеком среди других людей его отделяет непреодолимая стена." |
© А.Холмогорова, Н.Гаранян.